Витает ли злой рок над «Мастером и Маргаритой»?

- Какая тут мистика?! 
О чем вы?
- Какая тут мистика?! О чем вы?

«КП» провела расследование: как литература и кино влияют на человеческую жизнь

Существуют такие произведения, которые окутаны неким магическим ореолом. Вспомнить хотя бы старый фильм «Вий»: почти все актеры, снимавшиеся в этом триллере, пострадали от нечистой силы. С людьми случались разные мелкие и крупные пакости, они ломали руки-ноги, а некоторых настигла смерть. Причем раньше, чем нужно. Оставшиеся же в живых, например актриса Наталья Варлей, до сих пор вспоминают, как они тряслись на съемках от страха!

Не удивительно, что про эту картину до сих пор ходит много легенд. То же самое и с романом Михаила Булгакова. Его с самого начала словно преследовали несчастья. Некоторые литературоведы уверены, что роман был проклят с того момента, как писатель завершил над ним работу в 1940 году.

Несколько попыток экранизации оказались неудачными. И только режиссеру Владимиру Бортко удалось переломить эту мрачную тенденцию. Но слухи о мистическом влиянии картины на участвовавших в ней людей все равно гуляют. Возможно, им просто нравится верить в некие сверхъестественные силы. А возможно, таково влияние искусства на наше сознание.

«Комсомолка» решила допытаться: так была мистика или нет? И провела собственное расследование. Тем более что на днях питерский телеканал «100 ТВ» вновь начал показывать этот сериал.

Так Коровьев летал 
на съемочной площадке. Подъемник потом затирали на компьютере.
Так Коровьев летал на съемочной площадке. Подъемник потом затирали на компьютере.

Олег Басилашвили (Воланд): Про беду придумали недоброжелатели

- Все эти мистические истории придуманы специально, чтобы обратить внимание читателей и зрителей в другую сторону. Булгаков писал о рабской психологии людей, выполнявших волю одного человека. Его произведения направлены к разуму и сердцу читателей. Чтобы они, как сказано у Чехова, выдавливали из себя раба. Посмотрите, сколько недоброжелателей было у Мастера, ведь его роман заставлял людей задуматься о том, что хорошо и что плохо. Поэтому Мастера арестовали, посадили в психушку. Нечто подобное случилось и с самим Булгаковым. Его книги долго не издавали. А потом стали говорить о мистике. Это происходит и в наши дни: набрасываются на фильм и уводят мысль зрителей в другую сторону. Это делают дети и внуки тех, кто преследовал Булгакова.


Понтий Пилат 
стал последней ролью 
Кирилла Лаврова.
Понтий Пилат стал последней ролью Кирилла Лаврова.

- Олег Валерьянович, но ведь некоторые артисты, которые играли в фильме, уже ушли из жизни - Ландграф, Лавров…

- Я не думаю, что это как-то связано.

- У вас тоже во время озвучания «Мастера и Маргариты» пропал голос…

- Ну, это тоже случилось по другой причине. Режиссер Юрий Мамин пригласил нас с Сергеем Юрским на съемки. Работать где-то в окрестностях Петергофа, в лесу, ночью. Там росла какая-то высоченная трава, с пыльцой. Было очень холодно, приходилось громко говорить, да еще эта пыльца. Вот я и простудился. Так что никакой мистики!

СОВПАДЕНИЯ

  • В декабре 2005-го, практически сразу после премьерного показа по телевидению, умер Станислав Ландграф, сыгравший критика Латунского.
  • В апреле 2007 года скончался Кирилл Лавров - Понтий Пилат.
  • Этим летом горе пришло в семью Валерия Золотухина (Босой): его сын Сергей покончил жизнь самоубийством.
  • Примерно в это же время тяжело заболел Александр Абдулов (Коровьев)…


Перед тем как ее утвердили на роль, Анна увидела себя во сне летающей.
Перед тем как ее утвердили на роль, Анна увидела себя во сне летающей.

Анна Ковальчук (Маргарита): Бортко сказал: «Мистики нет!» И я поверила

Во время съемок фильма много говорили о том, что роман Булгакова повлиял на судьбу исполнительницы роли Маргариты: она развелась с мужем. Но оказалось, разлад в семье Анны Ковальчук и ее первого мужа Анатолия Ильченко назревал уже давно. Просто официально развод супруги оформили уже во время съемок. Но легкая мистика в жизни Анны все же присутствует.

- Мне приснилось, что я летаю. И после этого меня утвердили на роль, - рассказывала Ковальчук «Комсомолке». - Но меня не столько сон поразил, а то, что я летаю во сне. С детства не летала! Роли Маргариты я побаивалась, потому что все вокруг об этом говорили. Но, пообщавшись с Бортко, я поняла, что никакой мистики нет! Владимир Владимирович человек правильный. Если решил, что бесовщины нет, значит, нет. Я привыкла доверять режиссеру. Я, знаете, чего больше побаивалась? Ответственности за такую работу, а не мистики. А вообще я убеждена, что мистика есть. Вокруг нас, рядом с нами. Например, я не думала, что могу быть Маргаритой. На курсе считалась не героиней, а кем-то вроде второй героини. И тогда я бы не смогла быть Маргаритой. А Бортко рассказывал, что несколько лет назад, когда он только начал задумываться об этом фильме, у него что-то не получилось. И я рада, что тогда у него сорвалось, иначе бы мы не встретились. И кто знает, почему так вышло? А на съемках было страшно, например, когда мы снимали в пруду прилет на шабаш. В парке Лесотехнической академии есть красивое место, сумасшедшее, там весь шабаш был снят. Ночь, все освещено, мне надо было пройти по кромке воды. А в середине пруда остров, на котором, видимо, живет семейство крыс. И они плавали за едой на большую землю и возвращались. И вот когда они мимо меня проплывали, я им: «Кыш, кыш!» А они же у себя дома, чувствуют себя совершенно спокойно! Вот это было страшно.


Александр Баширов утверждает, что с ним ничего особенного за время съемок 
не случилось.
Александр Баширов утверждает, что с ним ничего особенного за время съемок не случилось.

Бегемота хотел сыграть Кустурица

Фильм Владимира Бортко - уже шестая экранизация романа. Все предыдущие попытки сталкивались с огромными трудностями.

  • Сергей Алимов решил сделать мультфильм, но его студия сгорела.
  • Элем Климов и Владимир Наумов три года искали деньги на картину, да так и не нашли.
  • Фильм Юрия Кара 10 лет пролежал в сейфе у продюсера, но на большой экран так и не вышел. Его показали всего несколько раз на прошлогоднем Московском кинофестивале.
  • На Западе судьба у экранизаций «Мастера и Маргариты» была более успешной. Хотя и там не все шло гладко.
  • В начале 70-х попытку предпринял Анджей Вайда. Он перенес действие в современную Германию. По его словам, фильм давался ему тяжело. Однажды он даже разогнал всю группу. В итоге в его версию вошли лишь библейские главы романа. Картина вышла в прокат под названием «Пилат и другие».Через год в прокат вышла югославско-итальянская картина Александра Петровича «Мастер и Маргарита». В 1988 году польский режиссер Мачек Войтышко снял 7-серийный телефильм.
  • Знаменитый музыкант и кинорежиссер Эмир Кустурица тоже мечтал сняться в экранизации «Мастера и Маргариты». Себя он видел в роли кота Бегемота. Но английский продюсер, почти уже давший деньги на постановку, поставил жесткое условие: все герои должны говорить только на английском языке. Кустурица такого условия не принял, и съемки отменили вообще.
ЕСТЬ МНЕНИЕ

Руководитель консультационной службы портала «Русская профессиональная астрология» Альберт Тимашев:


- Роман «Мастер и Маргарита» недаром называют Евангелием от сатаны. Я слышал версию, что именно так первоначально назывался роман. В нем добро изображено беспомощным, а зло - всемогущим и даже справедливым. Это величайшая ложь.

С духовной точки зрения, это откровенно сатанинское произведение. Оно пропагандирует поклонение дьяволу и воспевает Князя тьмы как героя и гения, ничуть не уступающего по силе, могуществу и иным достоинствам самому Господу Богу, Отцу и Творцу нашего мира. В свете сказанного не является удивительным тот факт, что за романом «Мастер и Маргарита» тянется вереница смертей и несчастных случаев. Ведь это самый явный признак дьявола, настоящего дьявола, подтверждающий его прямую причастность к данному роману.

Это не умаляет гения Михаила Булгакова и гениальности его произведения. Но в данном случае мы имеем дело с гением, поставленным на службу злу, воспевающим ложное, дьявольски искаженное представление о духовной реальности. Именно этим и опасен роман «Мастер и Маргарита». Мне нередко приходится объяснять людям, в чем заключается ложь романа и почему дьявол вовсе не такой, каким он там описан.

Фото из архива «КП».


Елена ЛИВСИ
Игорь КАРАСЕВ, Мария РУДЫХ.
15 октября 2007

http://www.spb.kp.ru/2007/10/15/doc202344/